Skip to main content

Сайт более не поддерживается!

  Вниманию посетителей!!! Поддержка данного сайта прекращена с 01 января 2013 года. Всё содержимое сайта является ознакомительным архивом. В даное время официальный сайт Администрации Буздякского района находится по адресу (нет данных)

Учитель, семья, общество в модернизации системы образования Из выступления главы Администрации МР Буздякский район РБ Р. А. Хазиева на августовском совещании учителей

В образовательной системе сегодня происходят огромные перемены, направленные в первую очередь на модернизацию образования. Определяются новые ориентиры, осуществляющие инновационные подходы.
Реализуется национальная образовательная стратегия "Наша новая школа". Главным результатом всех нововведений должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Переход на новые образовательные стандарты предполагает повышение качества образования.  

 Облик школ района значительно меняется, т.к. большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы образовательных учреждений: все 100 процентов школ  размещены в типовых зданиях, 16 детских садов находятся под одной крышей со школами. В 2012 году на финансирование образования предусмотрено 46,4 процента расходной части консолидированного бюджета. Отрадно отметить, что школы нашего района вошли в число школ по республике, где наиболее успешно решены задачи по созданию условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся.
Начатый капитальный ремонт здания СОШ с. Гафури из средств местного бюджета в сумме 4 млн.709,3 тыс.руб., при активной помощи республиканского и федерального бюджетов, близится к завершению. Сегодня гафурийских школьников ожидает встреча с неузнаваемой школой, такой же красивой  и современной, как первая и вторая школы райцентра. Силами муниципального бюджета проводится капитальный ремонт Буздякского детского сада №8 - 1млн.691,9 тыс.руб., Кузеевского детского сада - 97,2 тыс. рублей, текущий ремонт здания и оборудования детского сада с.Никольское (выделено 99 тыс.рублей).
Большая работа проводится по улучшению материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений: 97% находятся в типовых зданиях. В настоящее время ведутся работы по перепрофилированию здания начальной школы №1с. Буздяк в филиал детского сада № 7 на 40 мест (из республиканского бюджета 11 млн.590 рублей), также планируется перепрофилирование бывшего здания центра детского-юношеского технического творчества в филиал Буздякского детского сада №8 на  30 мест. В марте этого года перепрофилировано за счет местного бюджета (102,5 тыс.руб.) здание бывшей начальной школы с. Картамак в детский сад на 25 мест, приобретены мебель и технологическое оборудование на сумму 200,6 тыс.рублей.  С сентября текущего года запланировано открыть дополнительные группы в Килимовском и Старотавларовском детских садах.
За 2008-2011 годы в районе обрели качественно новый  облик, соответствующий современным требованиям более 12 образовательных учреждений: средние школы №1, №2 райцентра, сел Копей-Кубово, Канлы-Туркеево, Старотавларово, основная общеобразовательная школа с. Тугаево, Шланлыкулевская начальная школа, Канлы-Туркеевский детский сад, завершаются ремонтные работы в СОШ с. Гафури, детских садах №7, №8 с. Буздяк.
Идет обновление материально-технической базы образовательных учреждений, улучшается инфраструктура, вместе с тем уменьшается количество обучающихся в школах. В прошедшем учебном году по району: 8 класс-комлектов с одним учеником, 22 класс-комплекта с 2 обучающимися, 20 класс-компплектов с 3 учениками, в итоге  50 класс-комплектов с количеством обучающихся от 1 до 3-х обучающихся.  Мы все знаем, что получается, когда в семье один ребенок. Класс с одним ребенком - это то же самое.  Образовательный процесс имеет соревновательный, сопоставительный характер. Как можно достигать успехов, если ученик не может соотносить и сравнивать свои действия с другими? И еще один момент: при малой наполняемости классов внимание к каждому ученику увеличивается, что в свою очередь, вызывает раздражение и, нередко, противодействие. Итогом гиперопеки является отрицательный результат.  
Наполняемость  классов в 2011-2012 учебном году составила 11 обучающихся и на одного учителя приходилось 8 учеников. По нормативу наполняемость в классах должна быть 14 обучающихся, а на одного учителя приходиться -15 учеников. Как видите, разница есть, она и есть наши неэффективные расходы, и составляют они более 17 млн.рублей. Соотношение учителей и прочего персонала составляет 57:43, надо довести до соотношения 65:35. На августовском совещании учителей Президент республики Р.З.Хамитов в г. Стерлитамак поставил задачу о сокращении 20% неэффективных расходов, за счет которых средняя зарплата педагогов должна вырасти по итогам тарификации до средней по промышленности, до 18,3 тыс.рублей. Несмотря на предпринятые меры, объем неэффективных расходов  все еще высок. В связи с нормативно-подушевым финансированием в 2012 году  меньше половины школ района способны выжить, остальные находятся в очень трудном финансовом положении. Поэтому необходимо продолжить оптимизационные мероприятия.  
Организация летнего отдыха и оздоровления детей является приоритетной в деятельности администрации. Из местного бюджета было  выделено   515000 рублей на организацию отдыха и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и находящихся под опекой. 37 детей данной категории отдохнули в  детских оздоровительных лагерях  Альшеевского и Белебеевского районов. На организацию профильного лагеря  направлено из муниципального бюджета 545 тыс.руб., 44,940 тыс.руб.выделено по линии Министерства по молодежной политике и спорту и Дома дружбы народов. Из республиканского бюджета на организацию отдыха и оздоровление детей выделено 446тыс.100 рублей на приобретение путевок в загородные оздоровительные  лагеря. Ежегодно выделяется 502 тыс. 216 рублей на организацию оздоровления детей в дневном оздоровительном лагере санаторного типа для пятидесяти детей с хроническими заболеваниями на базе дневного стационара центральной районной больницы. Всего в санаториях за летний период отдохнули 246 детей, в пионерских лагерях - 134 ребенка.

 Всеми формами отдыха охвачено более 95 % школьников. В 14 образовательных учреждениях района   была организована работа лагерей с дневным пребыванием для 618 детей.  На особом контроле руководства района - вопрос жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году для 8 детей-сирот вручены ключи от 7 квартир, в 2012 году идет работа по приобретению жилья для 2 детей-сирот.
В 40 замещающих семьях воспитываются 50 подопечных детей и 34 ребенка в 26 приемных семьях. 22 семьи взяли на патронатное воспитание 37 детей.
В Буздякском детском доме воспитываются 40 воспитанников, для которых в течение лета был организован отдых в три смены за счет местного бюджета.
 Более разнообразными становятся формы дошкольного образования. В перспективе, в связи с переходом на всеобщее и обязательное дошкольное образование, нужно активно развивать и другие альтернативные формы дошкольного образования.  Задача руководителей дошкольных учреждений и воспитателей: как можно больше детей охватить дошкольным образованием в различных формах, с тем, чтобы дети имели равные стартовые возможности для обучения в школе.
Одной из важных задач национального проекта "Образование" является повышение уровня воспитывающего влияния школы. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Говоря о качестве образования, приведу следующие факты: успеваемость по району составляет 99,9 %, качество обучения 53,6%.330 выпускников освоили основное общее образование и все получили аттестат об основном общем образовании.
220 выпускников 11 классов окончили средние школы и 218 получили соответствующий  аттестат, особо отличились 15 выпускников: 6 золотых медалистов, 9 серебряных, двое не получили аттестаты. Медалисты  составляют 7% от общего числа выпускников, а по итогам Всероссийской олимпиады школьников наш район в прошлом году был 43 по рейтингу, к    сожалению,нет ни одного призового места на региональном этапе.  
Двое не получили аттестаты о среднем общем образовании из-за размещения изображения контрольно-измерительных материалов по математике в сети Интернет. Работу по подготовке обучающихся к единому государственному экзамену необходимо проанализировать в свете нынешних реалий, найти такие способы работы, при которых ученики пойдут на экзамен более уверенными в своих силах. И вести эту работу уже с первых чисел сентября в союзе с  родителями обучающихся.
Во все времена главной задачей общеобразовательной школы  была хорошая базовая подготовка. В стенах школы ученик должен получить знания, умения, навыки - тот необходимый багаж, с которым он пойдет дальше для получения специального образования. Каждый год при выдаче целевых направлений в учебные заведения республики возникают ситуации, когда выпускники и их родители не могут определиться с будущей специализацией. Берут направление в аграрный университет, а документы параллельно сдают в медицинский или нефтяной и т.д. Налицо отсутствие способности к самоопределению и недостаточная работа по профессиональной ориентации. Необходимо возобновить работу по профессиональной подготовке.  Значит, как в старые добрые времена, надо учащихся водить на экскурсии на различные предприятия, для того, чтобы они реально представляли технологические процессы производства, чтобы глазами видели, а где-то и руками потрогали. А ведь есть, что показать.
      В районе функционируют 10 промышленных предприятий, самыми крупными из которых являются: гордость района - Буздякский консервный комбинат, ООО "Буздякагро", "МаксиПроф",  ТД "Агрохим-центр",  завод по ремонту тракторов, 15 сельхозпредприятий и т.д. Это короткий перечень предприятий, посетив которые можно узнать, как готовится знаменитый буздякский соус, как изготавливается кирпич, профнастил, металлочерепица, одним словом - увидеть, задуматься и решить, чему себя посвятить после школы.
     В районе  реализуется Комплексная программа социально-экономического развития муниципального района Буздякский район на 2011-2015 годы, в рамках которой произведен монтаж и запуск нового цеха по производству кондитерских изделий в с.Буздяк Буздякским консервным комбинатом;  ввод 8,2 тыс. кв. метров жилья на сумму около 190 млн. руб;
  выполнено строительство первых пусковых комплексов подъезда к с.Комсомол протяженностью 0,85 км. и подъезда к с.Старый Шигай протяженностью 2,425 км., выполнен ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения протяженностью 12 км, в общей сложности произведено строительство и ремонт дорог на общую сумму 82,977 млн.руб.
Также идут подготовительные работы по  строительству завода по производству комплексных удобрений группой компаний "АРВИ" с планируемым объемом производства 240 000 тонн удобрений ежегодно; строительству двух свинокомплексов мощностью 10 тыс. тонн свинины в год каждый и комбикормового  завода группой компаний "Разгуляй"; строительству тепличного комплекса общей производственной площадью 3 га в с. Буздяк   (ИП "Хабибрахманов Ф.Р.").
 В рамках масштабной модернизации животноводческих помещений  3  хозяйства района включены в программу "500 ферм", где планируется увеличение поголовья молочного стада, приобретение современной техники и оборудования, создание новых рабочих мест.
 В ходе модернизации 5-ти семейных молочных ферм  планируется увеличение поголовья молочного стада, приобретение современной техники и оборудования, создание новых рабочих мест.
В  сфере развития внутреннего и въездного туризма предусмотрено строительство - детско-юношеского спортивно-оздоровительного комплекса в с. Таллыкулево;
 -   очистных сооружений;
-   2-ой очереди физкультурно-оздоровительного комплекса - плавательного  бассейна  в с.Буздяк .
- продолжение реставрации памятника истории и культуры федерального значения середины XIX века - Килимовского дворца;
- открытие частной стоматологической клиники в с.Буздяк.
 Это далеко неполный перечень больших и малых проектов, реализуемых в эти годы на территории нашего района.Району нужны высококвалифицированные, грамотные специалисты, умеющие управлять электроникой 21 века.   
В этом году для целевой подготовки специалистов Администрация района выдала целевые направления в 5 высших учебных заведений республики и в 24  заведения среднего профессионального образования. Среди абитуриентов-целевиков был большой конкурс, и  поступившие оформляют договора на обучение, чтобы после завершения учебы вернуться в район. Наибольшее число целевиков у нас обучается в аграрном университете. И это закономерно, потому что район у нас преимущественно аграрный. Есть  стабильно крепкие хозяйства, многие получили возможность дальнейшего развития благодаря приоритетному национальному проекту "Развитие АПК", обновили сельскохозяйственную технику, приобрели новое оборудование, строят животноводческие помещения. Район делает многое, чтобы молодежь возвращалась на малую родину. Кроме создания рабочих мест, Администрация района участвует в реализации различных программ, например:
-  в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года"  в 2011-2012 годах выделены денежные средства семи молодым семьям в сумме 5 млн.169 тыс.руб., все они работники образования, финансовую поддержку использовали для строительства собственного жилья.
Из 5 молодых педагогов, приехавших в 2011  году,  4 продолжают работать в образовательных учреждениях, и на их счета будет перечислено единовременное пособие в размере трех окладов - это 19 тыс. рублей.  К сожалению, молодых  специалистов  становится все меньше год от года. Но для того, чтобы существовала преемственность педагогического опыта, сохранялись лучшие традиции отечественного образования,  необходимо, чтобы в школы шла молодежь.   Поэтому, немаловажная задача перед учителями района - подготовить себе достойную смену в лице молодых коллег.
Современной школе нужны яркие новаторские идеи, учителя с новым мышлением, отвечающие высокому уровню образованности.Впереди новый учебный год. Мы ждем от педагогов качественного подхода к образованию.
В условиях решения стратегических задач образования важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность мыслить и находить нестандартные решения,  умение выбирать профессиональный путь, обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются в школе, в семье.
Воспитывать, обучать наших детей, сохраняя их здоровье и безопасность - очень ответственная миссия, которую доверяем вам, воспитатели и учителя. Вы готовите к жизни в современных условиях тысячи малышей и школьников, нелегкий труд ваш ценен. Успехов вам, новых свершений, творческих идей, здоровья и семейного благополучия и счастья!